Суда на продажу
История завода
хронологическая таблица построенных судов

В ноябре 1879 года купеческий пароход «Гагара» с грузом нашёл спасение от надвигающегося ледостава в устье реки Самусь. Команда парохода вырыла две землянки — под жильё и мастерскую. Во время зимовки был произведён ремонт парохода. Благополучно проведя зимовку, и, переждав весенний ледоход, судно продолжило дальнейший путь мимо Томска в Бийск. С этого времени принято отсчитывать начало истории посёлка Самусь и Самусьского судостроительно-судоремонтного завода.

Image
Пароход «Гагара», 1879 г.

Весть об удобном месте для зимовки в устье таёжной речки Самусь быстро распространилась среди судовладельцев. Осенью 1880 года, спасаясь от возможности быть затёртым льдом, в устье той же реки Самусь остановился на зимовку пароход «Арсений». Воспользовавшись примитивной базой, экипаж произвёл ремонт парохода и благополучно начал новую навигацию.

В 1881 году томский купец И. Некрасов уже специально располагает здесь на зимнюю стоянку и ремонт пароход «Благославенный».

В 1890 году по распоряжению Министерства путей сообщения в Томск направляется инженер, статский советник, барон Аминов Бьорк Александрович. Главной его заботой была достройка Обь-Енисейского канала, начатого ещё в 1883 году. В штате Томского округа водных путей сообщения служили инженеры и техники с отличным столичным образованием. Они заинтересовались Самусьским отстойным пунктом. В Самуськах побывал барон Аминов. Обследовав место зимовки пароходов, он представил правительству предложение о целесообразности создания крупного затона для отстоя и ремонта судов. В архивных документах говорится «для зимовки казенных судов и снарядов Томского водного округа на реке Томи вблизи города Томска служит Кижировская протока, правый рукав реки Томи у устья реки Самусь. Это место находится в 35 верстах от города Томска и является единственным удобным для постановки на зимовку судов».

Весной 1891 года в это место прибыла бригада специально присланных рабочих, которые построили несколько жилых и производственных помещений. С Обь-Енисейского канала были привезены казённые жилые дома и оборудование кузнечного, механического и столярного цехов. Образовавшийся завод стал использоваться для ремонта речных судов.

Начиная с 1897 года происходит заселение будущего посёлка постоянными жителями. Первым, кто остался на постоянное место жительства, был столяр парохода «Благославенный» Иван Степанович Попов 1855 года рождения и его жена Анна Андреевна 1861 года рождения. За время совместной жизни у них родилось 22 ребёнка. Иван Степанович всю жизнь проработал на нарождающемся судоремонтном предприятии.

Image
Бывшее зимовье, терпящих бедствие судов, разраслось до размеров поселка
Image
Поселок становится местом постоянного проживания вновь прибывавших рабочих
Image
В поселки стали появляться общественные учуруждения: первая школа поселка Самусь

Судоремонт

В 1907 году завод получил официальный статус «Самусьский судоремонтный затон». Это предприятие долгое время являлось единственным и самым значительным для всего Томского округа водных путей сообщения. В Самусьском затоне имелось: механическая мастерская с кузницей, столярная мастерская, склады имущества и материалов, 13 жилых зданий, казармы для рабочих, баня, больница. Происходило обучение рабочих сложному делу — ремонту речных судов. Весной 1891 года Министерство путей сообщения направило в эти места группу рабочих, которые построили несколько деревянных жилых домов и производственные помещения. Позднее с Обь-Енисейского канала были перевезены жилые дома, которые стоят и сегодня по улице Академика Пекарского, создавая особый колорит современному поселку. Оттуда же были перевезены  столярный и механический цеха, кузница. Все постройки были сделаны из дерева. Оснащенность мастерских представляла    собой     следующее:   3   малых    самоточки, 3 ручных сверлильных станка, 1 строгальный станок, 3 краскотерки, кузница на 4 горна.    

Для ремонта флота требовались хорошие мастерские и определенная промышленная база. Самусьский затон начинает усиленно развиваться

Image
Литейный цех, 1920 г.
Image
Механический цех, 1920 г.
Image
Судостроительный цех (котельно-сварочный)
1920–1923 гг.

Введены в эксплуатацию электрическая станция мощностью 40 кВт, лесопилка, временная литейка, амбулатория, школа ФЗУ.

1924–1926 гг.

Расширен ковш для отстоя 30 судов, построены школа и 14 жилых домов.

1927–1931 гг.

Возведено кирпичное здание механо-сборочного цеха, в котором разместились слесарный, токарный, литейный, кузнечный участки, здания материального склада, электростанция (силовая), столярный цех.

1935 г.

Приказом наркома затону присвоено звание «Завод II разряда» системы Наркомречфлота.

1936 г.

Построен отдельный литейный цех.


Используя созданную промышленную базу, Самусьский завод успешно производит ремонт флота для речников Обь-Иртышского бассейна. Так же производится ремонт надводной части судна "на плаву" (длина судна до 150 м, осадка до 2,5 м) и отстой флота в охраняемой акватории.

За время своей работы Самусьский завод произвел ремонт нескольких тысяч речных судов.


Судостроение

Освоив технологию судоремонта, предприятие «Самусьский судоремонтный затон» приступило к новом для себя делу — судостроению.

По заказу Министерства путей сообщения в 1912 году из Англии были привезены в разобранном виде два судна: «Тура» и «Конда» мощностью по 100 л. с. В течение года эти два судна были собраны, опробованы и отправлены в плавание по рекам Томь и Обь. Так было положено начало судостроения в Самусьском судоремонтном затоне.

Дальнейшее развитие судостроения приходится на 1935-36г.г., когда были построены с нуля первые колесные газоходы мощностью 80 лошадиных сил № 201, 202, 203, 204, буксирные пароходы «Чая», «Васюган»  по 60 лошадиных сил.

Наряду с большими объемами судоремонтных работ приписного флота завод все чаще занимается судостроением, как говорится , «с нуля», а также сборкой металлических корпусов судов, построенных на заводах «Ленинская кузница» г.Киев, Зеленодольск и полной их достройкой на Самусьском заводе. Это серия буксирных судов мощностью 450 лошадиных сил.

Image
Пароход «Чая» построен на Самусьском заводе в 1935-36 г.
Image
Пароход «Латвия» построен на заводе в 1940 году.
Image
Пассажирский пароход «Пожарский»

В годы Великой Отечественной войны, наряду с ремонтом и строительством, флота коллектив завода выпускал оборонную продукцию. В специально оборудованном цехе изготовлялись мины. Работа велась круглосуточно, в три смены.

Особенно активно судостроением завод начинает заниматься в послевоенный период.  С 1950 года начинается строительство крупной серии пассажирских теплоходов проекта № 544 пассажировместимостью 144 человека.

Image
Теплоход пассажирский «Полезный» проекта 544 на 150 человек.
Image
Пассажирский пароход «Пролетарий», самый мощный и большой из эксплуатировавшихся в Обь-Иртышском речном бассейне.
Image
Пароход «Большевик», самый мощный из буксирных пароходов Обь-Иртышского речного бассейна.
1955 г.

Завод строит один проект — пассажирский теплоход проекта 544.

1959 г.

Завод начинает одновременное строительство уже по трем проектам — пассажирские теплоходы проекта 544, пассажирские теплоходы для речной переправы проекта 792 и плавэлектростанция мощностью 200 кВа ПЭС-200.

1969 г.

Номенклатура судостроения завода состоит из четырех проектов одновременно строящихся судов.

С 1951 по 1969 год заводом построено 119 судов.

Производственная мощность завода прирастала медленно. По-прежнему отсутствовало здание корпусного цеха, краны грузоподъемностью более трех тонн, металлорежущее оборудование для резки листовой стали толщиной более 5мм, отсутствовали стапельные места. Все это снижало возможности предприятия в увеличении объемов судостроения. Ситуация стала активно меняться в следующее десятилетие. 

Image
Летний ремонт судов
Image
Зимний отстой судов
1970 г.

 Построена двухэтажная контора караванного участка.

1972 г.

Введено в эксплуатацию судоподъемное сооружение (СЛИП Г-150), способное поднимать на берег и спускать на воду суда, длинной до 97 м и доковым весом до 800 тонн.

1976 г.

Завершено строительство трехэтажного здания инженерного корпуса.

1979 г.

Построено здание ПЛАЗа, необходимое предприятию для теоретической разбивки чертежа судна в натуральную величину.

1982 г.

Введен в эксплуатацию блок цехов (кузнечный, трубогибочный, корпусный).

Image
Первые сваи нового цеха
Image
Строительство нового цеха
Image
Корпусно-сварочный цех, 1982 г.

К своему столетию, завод стал обладать необходим кадровым и техническим потенциалом для решения самых сложных инженерных задач. Так, помимо массового строительства серийных проектов 792 и 890, в этот период на заводе построены: сухогрузный теплоход проекта Р25Б, длинною 97 м, 8 очистных станций проекта 354К, 9 бункеровочных баз проекта Р-16К, 5 плавкранов различных проектов, 3 док-кессона, 6 барж различной грузоподъемности, 13 сухогрузных теплоходов проекта 912-В, 4 сухогрузных теплохода проекта 912-И.

Image
Теплоход сухогрузный проекта Р25Б, г/п 2000 тонн, длина судна 97 метров.
Image
Теплоход сухогрузный проекта 912В
Image
Плавучий кран проекта 721, г/п 27 тонн, поставка из Венгрии.

Принимая во внимание опыт и заслуги команды Самуського завода, а также, учитывая выгодное месторасположение завода, Совет Министров СССР принял решение через «Автопромимпорт» заключить контракт на покупку в Финляндии цеха комплектной поставки по производству барж грузоподъемностью 1100 тонн для расширения производственной базы Самуського завода. Производительность нового цеха должна была составить 40 штук барж в год (или переработки 16 000 тонн стали в год).

Image

В декабре 1987 года комплекс из судостроительного и механического цехов, поставки финской фирмы «ASPO»,  был принят в эксплуатацию. В 1988 году началось круглогодичное строительство барж в современных финских цехах в оптимальных отапливаемых условиях.

С 1988 по 1992 год в новых цехах было построено 48 сухогрузных барж проекта 81108. 

Через несколько лет после снятия Госзаказа завод приступил к выполнению разовых заказов. С 1991 года заводом строились пассажирские и грузопассажирские суда; катера и яхты разных типов и назначений; баржи различных видов и назначений. 

1993 г.

Самуський завод выполнил свой первый экспортный контракт, построив трюмную баржу «Европа-2» грузоподъемностью 2800 тн. для фирмы «Радио Холланд БВ».

1993–2003 гг.

Построены 2 нефтеналиваные баржи проектов 81463 и 81371; 2 баржи-сухогруз проекта 81210; плавучий док проекта 81260; баржа-площадка с аппарарельным устройством проекта 29.02.

2004–2006 гг.

Построено несамоходное судно переработки отходов проекта НСКПО/81108; баржа-площадка проекта 29.02/С; служебно-разъездное судно проекта 7.03; ,баржа-площадка с аппарарельным устройством проекта 47.04; катер для перевозки служебных лиц проекта 8.02/КС-100А; катер проекта 26.03; служебно-вспомогательное судно проекта 82130; судно проекта 7.03

2007–2008 гг.

Построена брандвахта проекта 110.05; пассажирский теплоход проекта 105.05; дебаркадер проекта 183.06; 2 баржи площадки проекта 47.04.

2009 г.

В Самуськах завершено строительство мегаяхты «Байтерек», ставшей самой большой мегаяхтой, построенной на пост-советском пространстве.

Image
Выкатывание мегаяхты «Байтерек» из цеха
Image
Церемония спуска на воду мегаяхты «Байтерек»
Image
Испытания мегаяхты «Байтерек»

В 2009 году завод преобразовался в ООО «Самусьский ССРЗ», став частью холдинга ЗАО «Сибирский центр логистики». Холдинг приступил к модернизации завода, включившую в себя приобретение современного оборудования и реконструкцию цехов.

В 2012 году, ООО «Самусьский ССРЗ» приступил к выполнению Государственного заказа по строительству 19 обстановочных судов пр. 3050-14ед. и пр. 3050.1-5ед. по ФЦП. «Развитие транспортной системы России до 2020 года. 

Image
Строительство обстановочных теплоходов проекта 3050

За более, чем столетнюю историю на Самуськом ССРЗ было построено более 350 и отремонтировано несколько тысяч судов.

Сегодня Самуський ССРЗ — одно из самых современных судостроительных предприятий России. Коллектив завода состоит из двухсот первоклассных специалистов, способных решить самые сложные инженерные задачи.